Шатрандж

Арабские изменения

Первое упоминание шатранджа встречается в литературном памятнике на среднеперсидском языке, известном как «Книга деяний Ардашира сына Папака». Согласно ей, правитель III века Ардашир Папакан превзошёл всех в ряде занятий, включая и шатрандж.

Изобретение индийской игры чатуранги, предшественника шатранджа, датируется примерно VI веком, так что это упоминание следует понимать только как доказательство существования игры к моменту создания текста, сама датировка которого неясна,но не ранее VII века (книга дошла в позднейших рукописях). «Чатранг-Намак» («Трактат о шахматах») государственного деятеля VI века Бозоргмехра рассказывает о появлении в Персии шахмат и происхождении нардов, связывая оба события с правлением Хосрова I, визирем при котором был Бозоргмехр: богато украшенный комплект шахмат, согласно трактату, Хосров получил в дар от индийского принца. «Трактат о шахматах» ещё не даёт подробного описания шатранджа, но уже определяет его как игру для двух игроков и содержит названия фигур. Эта же история воспроизведена в поэме «Шахнаме» (рубеж IX—X веков), и эта датировка в целом признаётся достаточно достоверной. 

После того, как арабы завоевали Персию, с шахматами познакомился исламский мир. Арабы назвали их шатрандж.

shatrandg«Золотым веком» шатранджа считается период примерно в 150 лет от правления халифа Харуна ар-Рашида (786—809 годы) до середины X века.
В 8-9 веках в Арабском Халифате шатрандж получил самое широкое распространение. Правда, ислам запрещает изображение людей и животных. Чтобы избежать конфликта с религией, шахматным фигуркам, имевшим вначале вид миниатюрных скульптур, стали придавать абстрактную форму. Такие фигурки были просты в изготовлении (их делали из обожженой глины) и, главное, дешевы, что способствовало распространению игры среди простого народа.

С арабским периодом в развитии шахмат связано изобретение способа записи сыгранных партий, так называемой описательной нотации. Игроки стали собирать эти партии и анализировать их. Появились рукописи, охватывающие различные аспекты шатранджа – историю, правила игры, стратегию и особенно тактику. Были разработаны различные дебютные расстановки фигур – "табии". Возникла шахматная композиция – на основе сыгранных партий шахматисты стали создавать задачи "мансубы". Предпринимались также попытки философски осмыслить игру в шахматы, определить ее место в человеческой культуре.

В связи с ростом числа людей, умеющих играть в шахматы, возникла необходимость создания своеобразной квалификационной системы. В зависимости от силы игры и представляемой для уравнения шансов форы, шахматисты делились на 5-6 классов. Высший класс составляли "алии" – мастера шатранджа. Благодаря письменным источникам, нам известны имена некоторых из них. Самая старинная сохранившаяся до нашего времени шахматная рукопись датируется 1140 годом. Однако она опирается на более ранние сочинения, написанные в 9-10 веках. В настоящее время в мире известны лишь около двух десятков восточных рукописей, посвященных шатранджу, написанных в период с 12 по 17 вв. В целом они дают хорошее представление о высоком уровне развития шатранджа.

Это была более медленная и менее динамичная игра, чем современные шахматы, так как слон и особенно ферзь были намного более слабыми фигурами, чем сейчас. Мат в шатрандже случался сравнительно редко, и к победе вело также полное уничтожение сил противника (кроме короля) и пат. Поскольку игра развивалась медленно, с целью ее ускорить игроки начинали партию с определенных позиций – "табий", возникавших примерно после 12-15 ходов. Таких "табий" насчитывалось 10-15.

Большого искусства мастера шатранджа достигли в составлении задач – мансуб. Уже в 10 веке составлялись настоящие художественные произведения, отличавшиеся оригинальностью замысла, остроумным решением, эффектной заключительной позицией.

Большого успеха лучшие мастера шатранджа достигли также в искусстве анализа.

Первые упоминания о состязаниях алиев – мастеров шатранджа – относятся к первой половине 9 века.
В 819 году при дворе халифа Аль-Мамуна в Хорасане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира Аль-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катая. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Адли.

В 9-10 веках халифы в Багдаде слыли покровителями шахмат, и при их дворе систематически проводились соревнования лучших шахматистов того времени.

Распространение шахмат в Арабском Халифате проходило на фоне пышного расцвета арабской культуры, когда появились сочинения арабских математиков, географов, астрономов и историков. Когда в городах создавались школы, библиотеки, университеты, а в архитектуре возник новый стиль, который теперь называют мавританским.

Правила игры

В шатрандж играли на квадратной доске размером 8x8 полей, аналогичной шахматной. В игре участвовали два игрока, каждый из них имел по одному комплекту фигур своего цвета; в средневековых манускриптах стороны обычно называются красными и чёрными, реже белыми и чёрными. В начале партии фигуры располагаются по противоположным сторонам доски, полностью аналогично современным шахматам, за исключением того, что королей и ферзей можно было поменять местами (но короли в любом случае должны были стоять друг напротив друга).

shatrandg3

В комплект для игры в шатрандж входят следующие фигуры:

  • Король (шах, перс. شاه‎), как в современных шахматах, ходит на одно поле в любом направлении, кроме полей, находящихся под ударом фигуры другого цвета. Ситуация, когда король находится под боем (может быть взят противником на следующем ходу), называется шах. Игрок, чей король оказался под шахом, должен следующим ходом вывести его из-под шаха или закрыться от шаха.
  • Ладья (рух, перс. رخ‎), как в современных шахматах, перемещается по вертикали или горизонтали на любое количество полей.
  • Слон (фил, перс. فیل‎) ходит по диагонали через одно поле в любом направлении, причём поле, через которое делается ход, может быть занято. Слон таким образом за всю партию мог попасть только на восемь полей доски и не мог напасть на слона противника, даже ходящего по полям того же цвета.
  • Конь (фарас), как в современных шахматах, перемещается «Г-образным» ходом и может «перепрыгивать» фигуры.
  • Ферзь (фарзин, перс. فرزين‎) — предшественник современного ферзя, однако перемещался только на одно поле по диагонали в любом направлении. Ферзи в начальной позиции стояли на полях противоположного цвета, так что ферзь одного игрока не мог напасть на ферзя противника.
  • Пешка (байдак, от перс. پیاده‎, piyādeh) ходит на одно поле вперёд и бьёт по диагонали на одно поле вперёд (как в современных шахматах, за исключением того, что не имеет хода на два поля из начальной позиции и соответственно взятия на проходе. Пешка, достигшая конца доски, превращается в ферзя, при этом возможное количество ферзей на доске не ограничивалось.

Игроки делают ходы по очереди, как в современной игре. Фигура может быть поставлена на пустое поле доски или на поле, занятое фигурой противника. Во втором случае фигура противника считается взятой, снимается с доски и более в игре не участвует. Побеждает игрок, который объявил мат королю противника, съел все его фигуры (оставил «голого» короля) или добился положения, при котором противник не может пойти ни одной фигурой (пат, по правилам современных шахмат — это ничья). Если «голый» король следующим ходом тоже съедал последнюю фигуру другого цвета, объявлялась ничья, но в Хиджазе за королём такого последнего хода не признавалось (источникам эта региональная вариация правил известна как «мединская победа»).

Шахматы в Юго-Восточной Азии

Одновременно с продвижением шахматной игры на запад, она распространялась и на восток. Судя по всему, в страны Юго-Восточной Азии попал или вариант чатуранги для двух игроков, либо какой-то из ранних вариантов шатранджа, поскольку в шахматных играх этого региона сохранились их особенности - ходы многих фигур делаются на короткие расстояния, нет характерных для европейских шахмат рокировки и взятия на проходе. Под влиянием культурных особенностей региона и имевших хождение там настольных игр игра заметно изменилась внешне и приобрела новые черты, став основой для китайской игры сянци. От неё, в свою очередь, произошла корейская игра чанги. Обе игры оригинальны по внешнему виду и механизму. Прежде всего, это проявляется в изменении размера доски и в том, что фигуры ставятся не на поля доски, а на пересечения линий. В этих играх имеются фигуры ограниченной области действия, которые могут ходить только в пределах части доски, кроме того, традиционные «прыгающие» фигуры стали линейными (ни конь, ни слон не могут прыгать через поля, занятые другими фигурами), зато новая фигура «пушка» - может бить фигуры противника, только перепрыгивая при ударе через другую фигуру.

Появившийся позже японский вариант - сёги, - считается потомком сянци, но имеет свои особенности. Доска для сёги проще и больше похожа на европейскую: фигуры ставятся на поля, а не на пересечения, размер доски 9x9 клеток. В сёги изменились правила ходов и появилось превращение фигур, которого в сянци не было. Механизм превращения оригинален - фигура (плоская фишка с нанесённым изображением), достигнув одной из трёх последних горизонталей, просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. И наиболее интересная особенность сёги - взятые игроком фигуры соперника могут быть вместо очередного хода выставлены им в любое место доски (с некоторыми ограничениями) как свои. Из-за этого в комплекте сёги все фигуры имеют один цвет, а принадлежность их определяется постановкой - игрок ставит фигуру на доску остриём к противнику.

segi

Классические европейские шахматы в этом регионе не особенно распространены, сянци и сёги по сей день гораздо более популярны.